(RU) Еврейская Украина борется с нацистской Россией

Президент Украины Владимир Зеленский (в центре), Председатель Верховной Рады Руслан Стефанчук (слева) и Министр обороны Украины Алексей Резников 28 февраля 2022 года в Киеве после подписания Зеленским заявки на членство в Европейском Союзе. ОФИС ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ/ АГЕНТСТВО «ADADOLU» ЧЕРЕЗ GETTY IMAGES

Абсурды этого исторического момента, нашедшие воплощение в лице президента Зеленского, указывают на более глубокие истины непростой идентичности Украины, которая оказывается более мощной конструкцией, чем авторитарная ностальгия Путина.

ВЛАДИСЛАВ ДАВИДЗОН

4 марта 2022 года

Президент Украины Владимир Зеленский (в центре), Председатель Верховной Рады Руслан Стефанчук (слева) и Министр обороны Украины Алексей Резников 28 февраля 2022 года в Киеве после подписания Зеленским заявки на членство в Европейском Союзе

«Это очень серьезно, это не кино, — сказал Владимир Зеленский компании CNN из глубины своего военного командно-диспетчерского бункера в Киеве. — Я не культовый, я думаю, что Украина культовая». Это было удивительное заявление, которое должен был сделать президент военного времени — особенно тот, кто поднялся на пост президента с телеэкрана, сыграв в сатирическом сериале «Слуга народа» роль обычного человека, ставшего президентом, и президента, спасшего Украину. По крайней мере половина реального заявления Зеленского была также объективно ложной. Теперь же он действительно культовая фигура. Его появление как самого доблестного, уравновешенного и бесстрашного президента военного времени в новейшей истории западного мира является поистине удивительным проявлением случайности истории. Война — странное дело: одни люди вырастают и становятся героями, а другие сворачиваются и умаляются.

Когда Владимир Путин начал эту захватническую войну выбора, он ожидал быстрого развала Вооруженных сил Украины и капитуляции или бегства молодого, несерьезного Зеленского. Но Зеленский не только выстоял под давлением, но и сплотил украинскую нацию, существование которой он совершенно непредсказуемым образом помогает укреплять, в то время как Путин стремится ее уничтожить. Сейчас российская армия функционально не может нанести украинскому правительству «обезглавливающий» удар, как приказал Путин, ведь в таком случае Зеленский станет историческим мучеником мирового масштаба, а независимая Украина — бессмертной идеей.

Пока российские военно-воздушные силы совершали вылеты в небе над его головой и пока по меньшей мере три группы пытались его ликвидировать (по утверждению украинских спецслужб), Зеленский записал видеообращение из своего военного кабинета возле Администрации президента, чтобы продемонстрировать украинскому народу, что он не сбежал из столицы. «Мы успешно отразили вражеские атаки, — сказал он нации по телевидению. — Мы защищаем свою страну, свою землю, будущее наших детей. Киев и разные ключевые места вблизи столицы находятся под нашим контролем. Оккупанты хотели захватить нашу столицу и поставить своих марионеток, как в Донецке. Мы сломали эту идею».

Что бы сейчас ни случилось с Зеленским — выиграет ли он войну, растянет ли ее во времени, или проиграет, или его наконец устранит разъяренный Путин, который, в отличие от него, не мечтает посетить свои войска в палатках и разделить с ними опасность — на Западе его будут помнить как героя и поборника свободы и демократии, возможно, наиболее значимого с момента окончания холодной войны. Я уже с нетерпением жду того времени, когда буду возить своих внуков к памятникам Зеленскому, которые так или иначе будут установлены везде, где украинцы отмечают, что выжили и отстояли свою свободу. Благодаря Зеленскому у меня есть определенная, хотя и небольшая, надежда, что удастся их посетить в Киеве, Херсоне, Харькове и Одессе, а не только в Торонто, Чикаго, Тель-Авиве и Варшаве.

«Украинцы проголосовали за смесь Бенни Хилла и Бориса Джонсона и каким-то странным образом получили Черчилля».

Я уже привык отвечать на многочисленные вопросы о Зеленском, что «украинцы проголосовали за смесь Бенни Хилла и Бориса Джонсона и каким-то странным образом получили Черчилля». Мое придуманное объяснение заставляет британцев улыбнуться, но поверхностное сравнение во многом неточно. «Сравнения с Черчиллем несправедливы. У Зеленского есть глубина чувств и понимания, о которых Черчилль мог только мечтать», — написал португальский писатель Бруно Масаис, которого я видел в Киеве всего лишь за неделю до того, как российские бомбы впервые начали падать без разбора на гражданское жилье.

Зеленский — мастер коммуникации, и его речи идеально выдержаны. В конце концов, на эту роль он тренировался всю свою жизнь. Я не сомневаюсь, что украинская армия так крепко держится и яростно воюет благодаря той уверенности и убеждению, что Зеленский смог вселить своими словами и действиями. Получив предложение эвакуации из Украины от администрации Байдена, Зеленский дал знаменитый ответ: «Мне нужно оружие, а не эвакуация». Переводчица, переводившая его речь в ООН в минувшие выходные, расплакалась, повторяя его слова на английском. Европарламент быстро проголосовал за ускоренное рассмотрение заявки Украины на членство в ЕС.

Братья Кличко — чемпионы по боксу в тяжелом весе, один из которых является мэром Киева и сейчас руководит ополчением и силами территориальной обороны с решительностью и энергичностью ангела-мстителя — частично имеют еврейское происхождение. Не случайно, товарищи, «неонацистскую» Украину, которую Путин хочет подчинить и очистить за сопротивление его объятиям, ведут в бой президент, министр обороны, глава администрации и мэр Киева, имеющие еврейское происхождение и в жилах которых течет еврейская кровь. Все это указывает на утверждение страны, которая оглядывается не на какую-то древнюю народную концепцию украинского политического этоса, а скорее на интернационализм, космополитизм и историчность конкретной Украины в реальности. Это современное видение Украины победило, несмотря на уничтожение, которое наносит ей более мощное оружие деморализованной и дезорганизованной российской армии. Оно побеждает благодаря героизму гораздо более универсальному, чем обреченный и узко антиимпериалистический героизм кого-то вроде Хмельницкого или Петлюры.

Дома со своими родителями и женой Зеленский говорит по-русски (как и я), и он также представляет украинскую политическую национальность, которая является антироссийской в ​​политическом смысле (в противоположность лишь саможалостным обвинениям в русофобии, которые озвучивает Кремль). Он воплощает противоположность русскому представлению об установлении порядка в многоэтническом государстве методом централизации власти с неумолимой силой. Украина Зеленского сейчас с удовольствием признает лояльность к нации на основе принятия и выхода за пределы различий, а не их подавления или устранения. Именно поэтому Украиной могут руководить украинцы еврейского происхождения, и именно поэтому она оказалась настолько пьянящей для Запада, которому сейчас, кажется, не хватает такой уверенности в себе и сплоченности и простых добродетелей типа устойчивости, благочестия и доблести.

Кстати, недавно в выпуске вечерних новостей появился муфтий украинской мусульманской общины Саид Исмагилов — пришел в черном халате, расшитом золотыми цветами, белом тюрбане и очках в стальной оправе — и так трогательно рассказал о лояльности украинских мусульман к украинскому государству, что молодая ведущая, которая брала у него интервью, даже расплакалась.

Исмагилов продемонстрировал одновременно абсурдность, мягкую порядочность и удивительный героизм Украины — страны, где группе националистов, руководствующихся понятиями крови и земли, безразлично, грек ли ты, татарин или швед — главное, чтобы имел правильные татуировки и воевал под командованием их еврейского президента. Ничего из этого не понимают ни Путин, ни его самоуверенные подпевалы из «новых правых» в социальных сетях на Западе. Украина Зеленского — это гиперспецифические и прекрасные противоречия, вытекающие из принятия противоречия, многонациональной толерантности и многоязычной национальности глубоко травмированной нации, которая просто хочет существовать и освободиться от токсичных пут мировой войны, Холокоста, ГУЛАГа и Голодомора, которые навязал своему населению сосед-реваншист при отсутствии собственных возможностей обеспечить нормальную жизнь.

Сообщается, что в результате российского обстрела киевской телебашни, расположенной возле мемориала «Бабий Яр», ракета попала в часть оврага нечаянно. Телевизионная башня возвышается прямо над местами массовых убийств, откуда открывается вид на место расположения мемориала. На мемориальный комплекс нападения не было, но символизм удара проигнорировать трудно. Зеленский призвал мировое еврейство «открыть глаза на угрозы вторжения России», добавив, что «нацизм всегда рождается в тишине». Вскоре на президентскую страницу в Facebook был загружен перевод его речи на иврит. Это заявление было так же связано с геополитикой, как и с его личной идентичностью — в последнюю неделю украинцы были расстроены поведением Израиля, которое они считают дипломатической двусмысленностью. Это несмотря на очевидные соображения израильской безопасности, которая должна учитывать российское военное присутствие в Сирии.

Мне никогда не сдавалось — в частности, и в тот раз, когда я обсуждал этот вопрос с Владимиром Зеленским за ужином, — что ему очень комфортно показывать или использовать свое еврейское происхождение на публике. Несмотря на то, что украинцы любят указывать на национальный успех Зеленского как признак отсутствия антисемитизма в стране — и на тот факт, что еврейское происхождение не было обременительным обстоятельством во время президентской кампании 2019 года, — мне казалось, что его неуверенность в своей идентичности окажется неудобным и очевидным напряжением. Но вот он без особого труда использует это обстоятельство для общего блага государства. Зеленский на всю пользуется фактом своего еврейского происхождения, представляя своеобразную постмодернистскую версию Пиноккио — выходя из телевизора в реальный мир, где он стал настоящим мальчиком.

Время рождает героев. Зеленский получил ошеломляющий уровень поддержки (73% голосов) во втором туре выборов 2019 года. Тогда многие внешние аналитики и наблюдатели рассматривали этот показатель как проявление способности телевидения создавать иллюзорную реальность — в этом случае современный коммуникатор-популист взяв для реальной политической партии название своего телевизионного шоу — «Слуга народа». Но реальность оказалась более личной и более зависимой от обстоятельств, чем этот анализ. Героизм, который Зеленский продемонстрировал за последние несколько недель, является отражением устойчивости, сплоченности во время кризиса и других черт обычного украинца. Еще в сравнительно мирные дни 2019 года три четверти украинского населения посмотрели на Зеленского и по какой-то эвристике, которую я не могу понять, а тем более описать, увидели проявление его лучших качеств. И они были правы. Что такое демократия, если не это?

За ужином в ночь перед победой Зеленского на выборах я дерзко пошутил, что ему придется научиться лучше говорить по-английски, если он хочет стать настоящей фигурой в Давосе. Оказалось, что я выставил на смех во многом самого себя — и всех нас.

Слава Украине! И слава Зеленскому, храбрейшему еврею на земле!

Об авторе
Владислав Давидзон — русско-американский автор, переводчик и критик. Он является главным редактором издания «The Odessa Review» и экспертом Atlantic Council. Родился в Ташкенте, а сейчас живет в Париже.

Первоначальная публикация на английском языке @Tablet

Перевод В. Старко