(RU) Кому нужна «денацификация»?
Дэвид Харрис
9 марта 2022
Президент России Владимир Путин оправдывал свое нынешнее вторжение в Украину утверждением, что ее необходимо денацифицировать.
Это было, мягко говоря, довольно странное утверждение. Украину возглавляет гордый, демократически избранный еврей Владимир Зеленский, за которого в 2019 году проголосовали почти три четверти избирателей. Тем временем украинские евреи жили динамичной религиозной и общественной жизнью до нападения России, а украинское правительство приняло одну из самых жестких в глобальном масштабе мер против антисемитизма.
По иронии судьбы, это замечательная иллюстрация пословицы «Чья бы корова мычала, а наша б молчала». Действительно, примеры из нацистского учебника заимствовал режим Путина, а не Украина.
Есть один нюанс. Советский Союз упорно и победоносно воевал с нацистской Германией с 1941 по 1945 год, после двух лет соучастия с Гитлером в рамках соглашения Молотова–Риббентропа. Советы понесли наибольшие потери среди союзных сил, а их доблесть и упорство имели решающее значение для победы над нацизмом.
Однако даже эта история не развязывает Путину руки сегодня. Суровая, неотвратимая правда состоит в том, что поведение Путина ужасающе напоминает 1938–1939 годы.
Как и Гитлер, он полон ярости и бесконечных обид. Путин создал фальшивую историю, чтобы оправдать свое поведение, и считает, что его окружают враги, преследующие цель унизить Россию. Свою священную миссию он видит в том, чтобы восстановить мощь своего народа и выполнить его предопределенную судьбу. Путин стремится выставить себя лидером и защитником всех русскоговорящих в ближнем и далеком зарубежье. Он убежден, что его враги слабы, податливы и не готовы к бою. Путин действовал шаг за шагом, захватывая земли (Приднестровье, Абхазию, Южную Осетию, Крым, Донбасс, Беларусь), затем делал перерыв, чтобы оценить реакцию, а дальше захватывал еще больше, когда ответ казался ему в значительной степени приглушенным, кратковременным и безубыточным. Он окружил себя поддакивателями, не способными или не желающими положить конец его безумию, которое однажды может затронуть и ядерное оружие.
В мире Путина нет правил ведения войны, кроме как внушать страх, распространять террор и атаковать не только военные, но и гражданские объекты по всей Украине. Такие понятия, как международное гуманитарное право, пропорциональность и защита гражданского населения, — лишь для слабонервных и уязвимых, по его мнению.
Поэтому российские бомбы и ракеты летят в жилые дома. Погибают дети. Возникает массовый поток беженцев. Повреждена гражданская инфраструктура. Место Холокоста поражено ракетой. Так же и церковь. Президент становится мишенью отрядов киллеров. Атомные электростанции захвачены. А в России арестовывают протестующих, государство контролирует средства массовой информации.
И все это время российская пропагандистская машина с невозмутимым лицом настаивает на том, что никакого вторжения нет, а есть благородные усилия, чтобы остановить нацистский «геноцид» против русскоязычных в Украине. Геноцид? Это же полная ложь и чепуха, достойная, конечно, Йозефа Геббельса, министра пропаганды Третьего рейха.
Конечно, спикеры Путина также абсурдно утверждают, подражая ему самому, что Украины и украинского народа нет, даже вопреки тому, что эта «нестрана» и «ненарод», существовавшие задолго до России, прекрасно объединились, чтобы противостоять захватчикам и дали им такой бой, какого они не видели всю свою жизнь, — несмотря на почти практическое отсутствие военно-воздушных сил и систем противовоздушной обороны и слабый флот.
В тумане войны правда рано становится жертвой. Вот почему тем важнее снова и снова подчеркивать: (а) Украина является суверенным государством; (б) Как и другие суверенные нации, она имеет право определять свою собственную судьбу; (в) ни вчера, ни сегодня Украина не представляет абсолютно никакой угрозы для России, гораздо более крупного и могущественного соседа; (г) Россия вторглась в Украину по своим империалистическим соображениям и этим поставила под угрозу весь мир; (д) режим Путина виновен в военных преступлениях.
Поэтому следует обязательно обсудить насущную потребность в денацификации. Только начиная с Москвы, а не с Киева.
Дэвид Харрис — генеральный директор Американского еврейского комитета (AJC). Пожалуйста, присоединитесь к более чем 163 тыс. других людей и следите за ним в Твиттере @DavidHarrisAJC.
Первоначально появился на английском языке @The Times of Israel