(RU) Поездка раввина из Лонг-Айленда для оказания помощи превратилось в миссию по спасению украинских беженцев
Стюарт Эйн
3 марта 2022 года
Американский раввин, живущий в Польше, планировал помочь украинцам — евреям и неевреям — но с безопасной польской территории.
Однако на этой неделе, направляясь к границе, чтобы раздать еду и лекарства, он въехал на территорию Украины, разгрузил свои фургоны во Львове, а затем посадил в них 60 украинцев и вывез в Польшу.
«Мы упаковали их, как селедку», — говорит Ави Баумоль, ортодоксальный раввин из Лонг-Айленда, живущий в Эфрате, израильском поселении неподалеку от Иерусалима. Баумолю 51 год, он родом из Грейт-Нека, что на северном берегу Лонг-Айленда, а в Польше работает с 2014 года вместе с главным раввином страны.
«Я немного нервничал, не зная, что проеду 100 километров по территории Украины», — продолжает он. Тысячи украинцев за прошлую неделю бежали во Львов, чтобы избежать наступления российских войск с востока, севера и юга.
В Кракове, где Баумоль живет неполный рабочий день, он организовал сбор, кроме еды и лекарств, подгузников, средств для женщин, игрушек и других товаров. Он выехал из города во вторник с пятью большими, доверху наполненными фургонами.
Они остановились на границе и выгрузили там часть запасов. Тогда польский волонтер, работавший с ним, предложил пересечь границу и проехать еще 90 минут до Львова.
Этот волонтер — христианин, который несколько дней работал на границе, — убедил его, что они могут безопасно добраться до Львова и вернуться в Польшу, говорит Баумоль.
В результате путешествие длилось дольше обычного.
«Были большие пробки, люди ехали кто куда, — объясняет Баумоль. — И в течение часа езды дороги были не самые лучшие».
Баумоль рассказывает, что когда он и его волонтеры прибыли во Львов, то планировали выгрузить всю помощь в одном месте, однако обнаружили, что в том районе она не нужна, поэтому грузовики поехали в разных направлениях: три — к церкви во Львове, а два других привезли свой груз в общественный центр «Хесед», обслуживающий нужды 2000 евреев города.
«Мы наполнили целый склад, и люди были очень благодарны, — рассказывает Баумоль. — В итоге у нас было пять пустых грузовиков. Тогда у Ромека возникла другая идея — посадить в грузовики беженцев и отвезти их в Польшу. Я не знал, что мы будем это делать», — объясняет Баумоль.
После этого транспорт направился к железнодорожному вокзалу Львова, куда прибывали беженцы с востока. В Польшу поездов не было.
«Это была сцена из какого-то апокалиптического фильма, — рассказывает Баумоль. — Там были тысячи человек. На дворе ноль градусов по Цельсию, здесь и там костры, вокруг которых группками собрались погреться люди. Для беженцев организовали бесплатное питание, а из поездов продолжали высаживаться люди».
Баумоль и Ромек вошли в этот хаос. «Мы просто взяли женщин и детей и сказали им: “Садитесь в фургоны”. На каждом фургоне были напечатаны слова “Гуманитарная помощь”».
Рассказ Натальи
Одну женщину, принявшую предложение Баумоля о вывозе, зовут Наталья. Она уехала вместе с 14-летней дочерью и 9-летним сыном. Наталья сказала Баумолю, что они приехали из Киева и что поездка длилась 10 часов. Рассказала также, что у нее новая квартира в Киеве, но когда начали падать бомбы и ее дочь увидела, как в дом попала ракета, она поняла, что нужно выезжать.
Наталья также рассказала ему, что ее муж — британец, преподаватель английского языка в Бахрейне, и что он планирует встретиться с ними в Варшаве, а семью переселить в Бахрейн.
«Но Наталия, олицетворяющая дух многих украинцев, сказала, что война скоро закончится, они победят Путина и она хочет вернуться домой», — говорит Баумоль.
Все 60 человек, которых раввин привез в Польшу, — это женщины и их дети. В двух фургонах были сиденья, а в трех других беженцы сидели на матрасах. «Люди были очень рады, что смогли найти путь к безопасности», — делится впечатлениями Баумоль.
Баумоль, работающий представителем главного раввина Польши Михаэля Шудриха в Кракове, сказал, что носил кипу во время поездки и встретил нескольких израильтян на границе.
«Я поехал туда с намерением помочь человечеству и не считался с расой или религией, — говорит он. — Я просто хотел помочь им преодолеть это безумие».
На обратном пути грузовик остановился один раз, чтобы взять больше женщин и детей-беженцев. Они пересекли границу в польском селе Корчова, а после того, как беженцы прошли пограничный контроль, фургоны направились в разные города, куда они хотели попасть.
Баумоль сказал, что во время поездки россияне на глаза не попадались. «Я видел, как страна готовится к неизбежному, не смирившись, а приготовившись воевать», — говорит он.
«У некоторых из них были винтовки, которые выглядели так, будто они со времен Первой мировой войны, — продолжает он. — Они были организованы и перекрыли магистральные артерии. На въезде и выезде из каждого города стояли блокпосты. Они настроены победить врага, и мы молимся, чтобы им это удалось».
Об авторе
Стюарт Эйн — отмеченный наградами опытный журналист, освещающий жизнь еврейской общины.
Первоначально появился на английском языке @Forward.